Опасные грузы – те, которые при нарушении упаковки могут принести немалый вред окружающему миру. Сюда относятся взрывчатые и легковоспламеняющиеся жидкости и газы, составы, которые легко выделяют кислород и поддерживают горение, радиоактивные вещества – всего 9 классов. Доставка таких грузов требует особых условий. Так, для перевозки ядовитых жидкостей используются специальные цистерны высоколегированной стали, с двойной изоляцией из кислотоустойчивых материалов. Газ переправляют с места на места в машинах, которые так и называются – газовозы. У них есть несущая внешняя оболочка, а между двойными стенками находится вещество с минимальной теплопроводностью. Благодаря этому газовоз может сопротивляться пламени в течение часа. Но лучше, чтобы такие форс-мажорные случаи и вовсе не имели места.
При работе с опасными грузами необходимо строго соблюдать технику безопасности, порядок действий, вещества должны быть герметично упакованы, а тот, кто отвечает за их доставку, должен иметь допуск к таким работам и документ, подтверждающий квалификацию.
Следующая категория – это негабаритные и тяжеловесные грузы. Предмет признается таковым, если имеет длину более 20 метров, ширину более 2.5 метров, высоту более 4 метров либо массу более 38 тонн. Обычные грузовики для доставки в таких случаях не подходят, нужно использовать специальные низкие и широкие полуприцепы (низкорамники). Маршрут движения нужно продумывать заранее: если на пути окажется мост, под которым автомобиль физически не проходит по габаритам, груз из специального тут же станет проблемным. Будет потеряно колоссальное количество времени, сил и денег. На перевозку особо тяжелых предметов требуется разрешение дорожной инспекции, так как каждая автомобильная дорога рассчитана на определенную максимально допустимую нагрузку. И машина с мелкой торговой постройкой общим весом около 200 тонн может просто разрушить шоссейное покрытие.
Специфика тяжеловесных и негабаритных грузов – в их размерах, необходимости подбирать особый транспорт, разрабатывать план движения (иногда приходится составлять маршрут перевозки), а также в осторожности и точном следовании правилам техники безопасности.
Скоропортящиеся грузы приносят куда меньше хлопот: они не выпирают за края кузова, не угрожают сорвать все встреченные линии электропередачи и не вызывают у работника дорожной инспекции желания лишний раз «загнать» машину на весы. Но без соблюдения нужного температурного режима (а порой и определенной влажности) они быстро превращаются из скоропортящихся в дурно пахнущие. А это приносит и перевозчику, и владельцу товара немалый убыток. Посему при доставке мяса, овощей, фруктов, живых растений и прочих «деликатных вещей» нужно соблюдать два условия: поддерживать в кузове строго заданную температуру (устанавливается нормативными документами) и не медлить в пути без нужды. И тогда ни у одного участника сделки голова болеть не будет.