О перевозках сыпучих грузов ЖД транспортом
Перевозка сыпучих грузов может осуществляться автомобильным, железнодорожным или водным транспортом. Железнодорожные вагоны, хопперы, полувагоны удобны для грузоперевозок на большие расстояния. Автомобили используют как один из этапов сложной мультимодальной схемы при транспортировке малых объемов. Водная техника (баржи, буксиры, теплоходы) оправдана, когда требуется организовать доставку сыпучего груза в труднодоступные места.
Сыпучие грузы характеризуются высокой плотностью. Даже небольшие объемы их очень тяжелы, результатом этого является рост транспортных расходов. Отличным выходом из положения являются железнодорожные перевозки сыпучих грузов на большие расстояния. Это один из самых распространенных способов, который дает возможность перемещать большие объемы продукта. Он экономит деньги и время заказчика, обеспечивает гарантированные сроки доставки. В перевозках такого рода заинтересованы АПК, химическая отрасль. Строительный бизнес также нередко делает выбор в пользу рельсового транспорта, который значительно более экономичен в случае доставки больших объемов материалов: песка, щебня, сухой смеси бетона, гипса и тд.
К сыпучим относятся навалочные и насыпные грузы. Они составляют примерно 2/3 общего объема перевозок на железнодорожной сети и разделяются на гранулированные, пылеобразные и кусковые.
Физические характеристики: сыпучие грузы могут склеиваться, как песок, обеспечивая малую подвижность массы, или быть рассыпчатыми подобно гальке. Также важными характеристиками является теплоотдача, рыхлость и вероятность усадки, уплотнения, способность нагреваться.
Химические свойства: есть способность воспламеняться, взрывоопасность. Материалы также могут окисляться при взаимодействии с воздухом, впитывать влагу, менять агрегатное состояние, например, переходить из твердого состояния в газ или жидкость.
Группа насыпных товаров включает:
- промышленные, которые не нуждаются в защите от осадков. Это уголь, руда, песок. Для них выбирают открытый подвижной состав или специализированные вагоны. Существуют даже комбинированные модели с двойной загрузкой. Они позволяют везти в одну сторону сырье, а в обратную – уже полуфабрикат;
- промышленные, требующие защиты от осадков. Это цемент, известь, минеральные удобрения. Для транспортировки перевозчик выбирает хопперы, цистерны, крытые вагоны;
- продовольственные, самые популярные среди них – зерно, мука, семена. В этом случае применяются вагоны-хопперы.
Навалочные разделяют на:
- промышленные (каменный и кирпичный лом, брикеты буроугольные, торфяные) — необходимости в защите от осадков нет. Оптимальны полувагоны с люками, платформы, полувагоны с глухим дном;
- сельскохозяйственные, которым требуется защита от осадков – бахчевые и овощные культуры. Перевозка осуществляется в крытых вагонах или полувагонах навалом.